Контингент детей с ОВЗ

 

Инструктор по физической культуре

МАДОУ №2 городского округа

Сухой Лог

 

 
 

 

Контингент детей с ОВЗ

          Контингент групп детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с различными психофизическими особенностями. Для них свойственна общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы: гипер  или гиподинамия, мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса, нарушение общей моторики, особенно ациклических движений, нарушение мелкой моторики; общая скованность и замедленность выполнения движений, несформированность функции равновесия, недостаточное развитие чувства ритма, нарушение ориентировки в пространстве, замедленность процесса освоения новых движений, нарушение осанки, плоскостопие, отставание в развитии основных физических качеств: сила, ловкость, быстрота, трудности выполнении движений по словесной инструкции.

          Для детей этой категории характерна также незрелость психомоторной сферы, которая проявляется в:

1)    задержке сроков развития психомоторных умений, навыков и качеств;

2) недостаточности психомоторного тонуса, ведущего к нарушению автоматизации движений  и действий;

3) преобладание крупных движений над мелкими  и  точными;

4) несформированности техники выполнения движений и недостаточности двигательных качеств.

        Общее недоразвитие интеллектуальной сферы сказывается на:

1) неустойчивости внимания и восприятия;

2) слабости запоминания, особенно логического;

3) несформированности  мотивации на предстоящую учебную деятельность в школе.

      Специфика развития эмоциональной сферы проявляется в:

1)повышенной  аффективной неустойчивости (негативные эмоциональные реакции, аффективные вспышки);

2)астеноневротических проявлениях (повышенная тормозимость, пугливость, робость);

3)неуверенности в себе, трудностях адаптации в детском коллективе.

Незрелость личностной сферы детей проявляется в ограниченном репертуаре эмоциональных проявлений, коммуникативном недоразвитии.

         В психическом статусе можно выделить ряд существенных особенностей в:

1) сенсорно – перцептивной  сфере – незрелость различных систем анализаторов (особенно слухового и зрительного), неполноценность зрительно – пространственной и вербально пространственной ориентированности;

2) психомоторной сфере - разбалансированность двигательной активности (гипер – и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками), нарушения координации движения;

3)  мнемической сфере – преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания – над опосредованным, уменьшение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;

4) речевом развитии - ограниченность словарного запаса, особенно активного, дефекты произношения ;

5) эмоционально - волевой сфере - незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

6)мотивационной сфере - преобладание игровых мотивов, стремление  к получению удовольствия;

7)  характерологической  сфере – усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений.

Необходимость применения  здоровьесберегающих технологий для данного контингента дошкольников не только актуальна, но и  обязательна в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии, которые я использую, тесно перекликаются с целями и задачами коррекционно-развивающей работы по всем направлениям развития ребенка и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку.

          Современные здоровьесберегающие технологии:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, физкультурные занятия с речитативом, данстерапия, игрогимнастика,  подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, креативная гимнастика, фитбол-гимнастика, интегрированные физкультурные занятие.

- коррекционные технологии: сказкотерапия, коррекционная ритмика. Музыка, игра и разнообразие движений создают благоприятные условия для формирования психомоторных функций и развития умственной сферы дошкольников с ОВЗ.

           На физкультурных занятиях с элементами ритмопластики проводятся комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемые   поточно  в соответствии с темпом и ритмом музыки. Комплексы носят сюжетно- игровой характер: «На птичьем дворе», «Волшебный цветок».

При  коррекции дефектов речи у детей с ОВЗ  включаю в работу максимальное количество анализаторов - слуховой, зрительный, речедвигательный. В процессе выполнения основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, подобранных с учетом занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив. Занятия с элементами логоритмики осуществляются в тесном контакте  с учителем-логопедом.

Включение в работу  упражнений данстерапии способствует выработке выразительности движений, развивает общую подвижность и повышает физические и психические возможности организма детей. Для повышения эффективности работы предлагаю игровые сюжеты танца «Зимушка-зима», «Насекомые».

         В процессе физкультурно - оздоровительной  работы используются элементы  спортивных игр: футбол, баскетбол, бадминтон, хоккей, настольный теннис. Данные упражнения способствуют  улучшению физического развития, физической подготовленности детей, служат воспитанию положительных морально-волевых качеств, дружеских отношений в коллективе.

Упражнения пальчиковой гимнастики не только  обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Упражнения, сопровождаемые речитативом: «Сидит белка на тележке», «Жаворонок», «Деревья», «Замок», «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Поросятки», служат основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук.

          Наряду с традиционными средствами и  формами организации деятельности по физической культуре использую нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы. Музыкально - творческие  игры «Займи место», «Повтори за мной», «Делай как я, делай лучше меня», «Море волнуется», «Художник».

          Для коррекции психомоторного, речевого, эмоционального и психического развития  активно внедряю в работу  комплексы  фитбол-гимнастики, а также  подвижные игры с фитболом «Два и три»,«Стоп, хлоп, раз»,«Утки и собачка»,«Передай мяч».

  С воспитанниками были проведены следующие интегрированные занятия:

  • физическая культура и коммуникация: «Зимние забавы», «Весенний лес», «Зима»; «Белочка-хозяюшка», «Птичник», «Поможем бабушке Загадушке»;

  • физическая культура и  музыка: «Насекомые водоема», «Выставка собак», «Кто живет в деревне», «Прогулка в лес»;

  • физическая культура и формирование элементарных математических   представлений: «В стране Математике»; «Любимые игрушки», «Африканское сафари»;

  • физическая культура и чтение художественной литературы: «Приключения Балды», «Федорино горе», «Добрый доктор Айболит», «Колобок».

          Такие занятия проводятся по традиционной схеме, но включают в себя задания на закрепление и совершенствование знаний, умений, полученных на занятиях по другим разделам программы (математическое развитие, познавательное развитие, развитие речи). Данная форма проведения занятий эффективна, так как имеет тесную взаимосвязь с тестами, характеризующими познавательную  активность, имеют скоростные, координационные и скоростно- силовые способности.

         В  содержание интегрированных занятий включаю дидактические игры с движением  (« Вызов номеров», «Дни недели»- математика, «Раз- два, три,- к дереву беги!» - экология, Собери букет»- рисование, имитационные действия «Подул ветер, деревья качаются», «Ползем ,как улитка», загадки (дети  мимикой  показывают  отгадки).

Внедрение в работу сказкотерапии повышает кругозор детей, создает благоприятный фон для развития музыкально-двигательных способностей воспитанников, использование  элементов конструирования положительно влияет на развитие логического мышления. В данный период были проведены следующие сюжетно - игровые занятия по сказкам: «Колобок», «Коза-дереза», «Заюшкина  избушка», «Репка».

В группе для детей с ОВЗ назрела необходимость включения ритмических танцев, которые укрепляют мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, формируют правильную осанку, грацию движений, выносливость, координацию движений. Наиболее удачные танцы «Русский», «Цыганский», «Ковбои», «Ламбада».

Технология  развивающего обучения.

Для развития сенсорно - перцептивной сферы  на занятиях использую геометрические блоки. Многофункциональное использование блоков позволяет детям научиться сравнивать предметы по заданным свойствам (цвету и форме), находить отличия; у них развивается внимание, умение классифицировать множества на группы по какому- либо признаку.

Блоки используются вы следующих играх.

Что изменилось?

Цель: развивать память, внимание.

Правила. Блоки разложены на столе. Дети запоминают расположение блоков, потом отворачиваются, а ведущий меняет их местами, повернувшись, дети должны увидеть, что изменилось.

Найди свой домик

Цель. закрепить знания о геометрических фигурах, цвете.

Дети берут по одному блоку и танцуют под музыку. По сигналу находят свой домик по форме, цвету.

Физические качества (ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, глазомер) развивались благодаря подвижным играм: «Передай мяч», «Медведь», «Охотники и зайцы», «Горелки», «Два Мороза», «Гуси-лебеди», «Жмурки», «Ловишка, бери ленту», «Ловля обезьян», «Перелет птиц», «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Пожарные на учении»,«В бубенцы»,«Баба - Яга»,«Бубен»,«В Мазая».

Игровые  технологии

Многие программы по физическому воспитанию традиционно рекомендуют включать игры и игровые упражнения  в заключительную часть занятия. Для развития психомоторики у детей с ОВЗ целесообразно использовать игры во всех частях занятия.

Коррекционные игры и игровые упражнения

Рыба, птица, зверь - переключение внимания, памяти, мышления.

Дети встают в круг. Ведущий по очереди бросает каждому мяч и произносит: «Рыба, птица, зверь…».Игрок, у которого остался мяч, должен быстро назвать соответствующее животное. Вариант игры. «Цветок, дерево, фрукт».

Не ошибись- внимание, ловкость.

По кругу расставлены кегли. За ними встают дети. По сигналу они начинают выполнять произвольные движения: ходят, прыгают, бегают. По второму сигналу каждый должен взять кеглю определенного цвета.

Развитие двигательной, слуховой и зрительной памяти

 Слушай и исполняй - слуховая память, внимание.

Ведущий 1-2 раза называет несколько различных движении, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той или иной последовательности, в какой они были названы.

Преодоление полосы препятствий  - слуховая и моторная память, внимание, ориентировка в пространстве, быстрота реакции, ловкость, самостоятельность в выполнении движений.

Вариант игры. Дети выполняют движения по карточкам: на каждом пункте лежит графическое изображение данного движения.

Развитие координации движений, ориентировки в пространстве

Мельница-координация движений, ориентировка в пространстве.

Дети встают врассыпную. Не сходя с места, кружатся вокруг своей оси и говорят: «Мели, мели, мельница, жерновочки  вертятся. Мели. мели, засыпай и в мешочки набивай». Все останавливаются и не шевелятся. Вариант игры. Дети должны остановиться и встать на одну ногу.

Не урони мяч - координация движений, ловкость.

Дети стоят по кругу, в центре – водящий с мячом в руках. Водящий бросает его поочередно каждому играющему. Дети ловят мяч, подбрасывают его вверх, и поворачиваются вокруг себя, снова ловят и бросают водящему.

В занятия включаю игры – миниатюры с речевым сопровождением, которые повышают речевую активность детей, развивают координацию, мыслительную деятельность: «Деревья и птицы», «Жаворонок», «Любопытная Варвара», «Все спортом занимаются», «Скажи и покажи», «У оленя дом большой», «Подними ладошки», «Качели».

Технология  индивидуально-дифференцированного обучения

Огромное значение в работе по физическому воспитанию детей имеет индивидуально - дифференцированный  подход. В процессе использования всех форм работы учитываются особенности двигательных нарушений, поскольку у детей одного возраста уровень развития может быть различным.

           Образовательный процесс  с данным контингентом детей  построен на принципах интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

 

Дата последнего обновления страницы 18.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения